Аэропорт Афин «Элефтериос Венизелос». Немного истории.
Так же как театр начинается с вешалки, так и, как правило, знакомство с любой новой страной начинается с аэропорта, куда мы прилетаем. Именно поэтому мы хотим больше о них узнать когда нам нужно лететь например в Стамбул, Шарм-эль-Шейх или Схипхол. Хотя, для меня знакомство со страной начинается в тот момент, когда, распахивается дверь самолёта, и я делаю из него первый шаг по трапу. Запахи. Вот с чем мы сталкиваемся, впервые прилетая в новую для нас страну. Я не знаю как для кого, но для меня запах страны очень важен. Например, помню, как впервые прилетела в Вену. А точнее в Швехат. Когда вы летите в город Вену, то непременно попадете в Швехат. Это городок, который расположен в километрах двадцати от Вены и известен тем, что в нём расположен венский аэропорт.
И вот представьте. Вы летите в сверкающим своей чистотой салоне самолёта австрийских авиалиний. Уже настроены на встречу с Веной — этим городом музыки и поэзии. И вот самолет совершает мягкую посадку. Только его шасси касаются земли, тут же по салону разносятся тихие звуки всем известных «Дунайских волн» Иосифа Ивановича, музыкального произведения давно ставшего визитной карточкой Вены. Самолёт тихонечко останавливается. Всех приглашают на выход. Я беру свою легкую ручную кладь. Иду по салону, напевая себе под нос: « — и вальсы Шуберта, и вкус французской булки…». Делаю первый шаг по трапу. Делаю первый вздох воздухом этой страны. И… под звуки «Дунайских волн» мне в нос ударяет густой «аромат» навоза.
Да. Я понимаю, что Швехат это не Вена. Да. Я понимаю, что кругом поля и было время их удобрять. Да. Я понимаю, что австрийцы молодцы и чисто немецким упорством и педантичностью борются за звание страны, в которой самое большое количество экологически чистых продуктов питания. Но с той поры, когда я начинаю говорить о Вене – этом прекрасном во всех отношениях городе, или просто его вспоминаю, меня всегда начинает преследовать возникающий словно бы из неоткуда этот вышеупомянутый «аромат».
Так и моя любовь к Греции и в частности к Афинам началась именно с того первого вздоха как только я ступила на трап при выходе из самолета. Аромат цветущих пряных трав принесенный теплым ветром был тем первым запахом, который у меня с тех пор всегда стал ассоциироваться с этой страной. Знакомство с Афинами нужно начинать с международного аэропорта Афин «Элефтериос Венизелос». Хотя тот самый запах я впервые почувствовала еще в старом аэропорту «Элиникон». Он являлся главным аэропортом Афин до 2001 года, когда был заменён новым аэропортом «Элефтериос Венизелос». Его для греков спроектировали и построили немцы в преддверии Олимпийских игр 2004 года. То есть, как вы понимаете, этот аэропорт был построен по-немецки добротно и основательно. Вообще, и старый и даже новый аэропорт имеют свои интересные истории.
По иронии судьбы старый аэропорт был построен в 1938 году тоже немцами. Во время войны использовался Люфтваффе. После окончания войны до 1991 года там совместно с гражданскими самолётами базировались ВВС США. Аэропорт располагал двумя терминалами: западным для Olympic Airlines и восточным — для других авиакомпаний. До закрытия аэропорт обслуживал до 12 миллионов пассажиров в год. Причём западный терминал или как его называли второй, был построен в 1960—1969 годах. Финансировал этот проект знаменитый греческий миллиардер Аристотель Онасис. Почему греки всегда говорили, что именно ему они обязаны наличием этого аэропорта.
История его после закрытия достаточно печальна. Вначале его переделали в олимпийский комплекс для соревнований во время летних Олимпийских игр 2004 года. Затем, в 2011, там открыли музей Olympic Airlines, среди экспонатов которого были 3 самолёта, оставшиеся в аэропорту ещё с закрытия. В период, когда Афины наводнили беженцы в здании аэропорта образовался стихийный лагерь беженцев из Сирии и Афганистана. В июне 2016 года в нём проживало 1200 человек. В июне 2017 года лагерь был эвакуирован. С тех пор старый аэропорт стоит заброшенный.
Как я уже писала выше, в 2001 году был открыт новый аэропорт «Элефтериос Венизелос». Мало того, что он был спроектирован и построен немцами. Они же и оплатили весь этот «праздник жизни». Естественно в кредит, который греки должны были вернуть к 2015 году. Когда пришло время погашать долги, то греки припомнили немцам, что во время войны те вынудили национальный банк Греции отдать им «на сохранение» весь золотой запас страны (почти 75 млрд. долл. в текущих ценах). Война кончилась, и золото Греции растворилось где-то в стороне Швейцарских Альп. Но, остались соответствующие бумаги, что взято оно было именно немцами. Поэтому нужно ли грекам рассчитываться за строительство нового аэропорта и кто кому должен, вопрос остаётся открытым. Хотя кому интересны подробности, можно почитать здесь: Греция потребовала от Германии вернуть взятый Гитлером кредит.
Впрочем, мы не будем вникать в сложные финансовые взаимоотношения между странами. Нас больше интересует сам новый аэропорт «Элефтериос Венизелос». И об этом мы поговорим в следующих статьях.
- Три желания. - 06.03.2021
- Ева и яблоко. - 19.02.2021
- Путешествие туда и обратно. - 12.02.2021